Предоплаченные карты: в чем фишка? (Часть 1)

Последние пару лет активное пристальное внимание банковского сообщества стала привлекать тема предоплаченных карт. Консалтеры рисуют золотые горы, обещая взрывной рост рынка и ошеломляющие перспективы для банков на ниве выпуска предоплаченных карт.

Постараюсь и я для себя разобраться, что же это за зверь и с чем его едят? Учитывая, что банки уже навертели много чего интересного, ниже будет много букв аж в двух частях.

Я бы выделил следующие ключевые свойства данной юридической конструкции:

— Для обслуживания клиента не требуется открытие банковского счета:
1) Это позволяет решать проблемы в части соблюдения 115-ФЗ, возникающее для банка при удаленном привлечении  клиентов. Нет счета – нет проблем.
2) Закрыть такой «счет» впоследствии (при желании банка) гораздо проще, чем банковский.
— Возможность отказа от идентификации клиента при условии соблюдения трех условий:
1) максимальный остаток (лимит) на инструмент в конкретный момент времени в размере до 15000 рублей.
2) общий исходящий оборот по инструменту не более 40 000 рублей в месяц,
3) исключительно безнальный характер операций (прямое получение наличных запрещено) – данное требование вступит в силу с 01.07.2013 года

Соответственно, использование данного инструмента имеет смысл тогда, когда нужно обойти одно из вышеуказанных ограничений.

Посмотрим, например, внимательнее на карту «Кукуруза» – специалисты считают данный инструмент наиболее ярким представителем данного типа продуктов.

Карта выпускается реально не Евросетью или иным партнерами «Золотой Короны», а полу-банковской организацией (РНКО «Платежный центр»). Карта выдается при условии идентификации клиента, которая осуществляется рамках договора между РНКО и агентом.

То есть из всего вышеописанного, видна только одна задача, которая решается с помощью данного инструмента – возможность выпуска расчетного инструмента без присутствия представителя Банка возле клиента (согласно 115-ФЗ запрещено открытие счета без присутствия клиента). При всей целесообразности данной задачи, решить ее можно и без использования инструмента, который существенно снижает функциональность продукта (не более 100 тыс. остаток, не более 40 тыс. оборот, запрет на кредитование счета эмитентом). Пример: расчетная карта с лимитом овердрафта АШАН, которая выпускается и обслуживается Кредит-Европа Банком.

По мне, так единственная существенная причина использования именно данного формата была проста – ограничение банковской лицензии, которой обладает РНКО «Платежный Центр». У Золотой Короны просто не было иного выхода, кроме как делать именно такой продукт. Он очень хорошо «ложится» в концепцию РНКО: удаленное обслуживание, независимость партнера от банков, кредитная мультибанковость, отсутствие собственных интересов по кредитованию держателей (запрещено 161-ФЗ и лицензией РНКО).

При этом, однако, замена той же Евросетью в этой конструкции РНКО на обычный банк позволит предложить клиентам более интересный продукт. А если это еще будет, к примеру ПОС-Банк из числа лидеров (на базе ПОС-сети можно построить приличную бонусную программу, существенно превышающую то, что мы видим на сайте кукуруза.ру), да еще и обладающий развитой банкоматной сетью – продукт улучшится на порядок.

В интернете встречается следующая классификация предоплаченных карт: подарочные, виртуальные и мгновенной выдачи. По большому счету в данной классификации смешано теплое с мягким. Виртуальная и мгновенная карта вовсе не обязательно являются предоплаченными, а очень даже могу иметь собственный счет. Поэтому я бы выделил две группы продуктов, которые можно построить на базе предоплаченной карты.

  1. Предоплаченная карта как форма реализации стандартного банковского продукта. Это расчетные карты, виртуальные платежные карты, кредитные карты
  2. Специфические карточные продукты, которые реализуются только на технологии предоплаченной карты. В этом сегменте сейчас мы видим подарочные карты.

Предоплаченная карта в качестве расчетной карты может быть интересным инструментом, если Вам посчастливится найти проект со следующими характеристиками: 1) сильно распределенная сеть оформления карт, желательно автоматизированная, 2) невысокие суммы перечислений, 3) отсутствие необходимости получения наличных, либо приемлемость сложных инструментов «вывода средств», подразумевающих идентификацию при получении (банковский счет, системы переводов).

Данный продукт востребован:

— в терминальных сетях — продажа виртуальных карт для расчетов в интернете – как конкуренция с ДБО банков. Если клиенту нужна анонимность, то он предпочтет купить карту в терминале, а не через собственный интернет-банк,
— в системах электронных денег — для обеспечения расчетов с использованием реквизитов карт (или самих карт), в качестве источника средств, для которых выступает виртуальный счет. Тут тоже, скорее всего существенную роль будет играть анонимность.

Для вышеуказанных систем реализация предоплаченной карты не является проектом высокой сложности, так как ложится на уже созданную инфраструктуру и клиентскую базу. Дополнительный доход от каждой такой карты, скорее всего, будет невелик. Продукт имеет цель дальнейшей монетизации клиентской базы, а также как средство повышения сервиса.

В банках вполне имеет смысл использовать предоплаченную карту как формат реализации виртуальной интернет-карты – чтобы не плодить счета 40817. Сама концепция виртуальной карты для интернет-покупок предполагает, что ее срок действия весьма невелик. Банки сокращают срок ее жизни для максимизации комиссионного дохода. Клиенты делают то же самое в целях повышения безопасности. В идеале, виртуальная карта – это карта одной покупки или нескольких покупок, сделанных за один-два дня. В таких условиях, открывать под данные карты каждый раз счета 40817 – безумие.

Также подобные карты используются в специализированных небанковских проектах, типа карты Кукуруза, однако их реальная доходность и востребованность карт у населения вызывает вопросы. Есть подозрение, что доля реально работающей эмиссии этих карт весьма невелика. А постоянно встречающиеся на форумах обсуждения того, где комиссия ниже – у Кукурузы, карты Банка Связной или БРС, наводит на мысли, что доход на карту может быть весьма невелик.

Довольно интересно (для продуктолога) выглядят кредитные карты, выстроенные на базе предоплаченных карт. Навороченность конструкции вызывает вопросы, ради чего все было сделано именно так. В списке задействованных юрлиц все-равно присутствуют Банки, которые как минимум кредитуют клиента, а как максимум – еще и эмитируют саму карту. Ради получения более-менее осязаемого кредитного лимита клиенту все равно придется пройти идентификацию. Поэтому возникает вопрос: не проще было бы сделать все на базе простого незатейливого текущего счета?

Возможно, коллеги пытаются построить схему «двухэтапной» продажи карты. Простое получение карты с лимитом 15000 с последующим апгрейдом. Мне кажется, тут есть существенный риск того, с чем сталкиваются многие банки при попытках сделать up-sale по своей базе – клиенты упорно не хотят идти в Банк, о котором они зачастую уже и думать забыли. Поэтому, мне кажется, все нужные подписи и копии документов нужно собирать с клиента в момент продажи, а не пытаться это сделать потом. Собственно, многие Банки это так сейчас и поступают, делая потом up-sale уже дистанционно.

Если же up-sale не удается, то у клиента на руках остается де-факто расчетная карточка с лимитом оборота 40 000 рублей в месяц, максимальным остатком в 15 000 рублей и без возможности снятия cash. На мой взгляд, самый эффективный продавец таких карт – это огромная терминальная сеть, а карта не должна иметь физического носителя.

Единственный пример кредитки на базе предоплаченной карты, который мне приходит в голову – это предоставление кредитного лимита к карте Кукуруза сторонними Банками (сейчас такую возможность дает только Ренессанс) – притом, что просто кредитные деньги «ставят» на карту 5 кредитных учреждений. Интерес Евросети тут понять можно – мульти-банковость. Однако, сложность организации интеграции скорее всего столь высока, что ни Хоум-Кредит, ни БРС, ни Альфа-банк этого еще не сделали (хотя кредиты на Кукурузины перечисляют).

Симтоматично, но та же IQ-Card реализовало собственно кредитку на базе обычной классической расчетной карты с лимитом овердрафта от банка-партнера, а вовсе не на базе предоплаченной карты.

Хочу сказать, что до вступления в силу с 01.07.2013 года изменений в нормативную базу, был для данного инструмента интересный рынок – обеспечение расчетов корпоративных клиентов с условием мгновенной выдачи карт силами самого партнера. Под этим проекты подпадали, например, карты для страховых выплат (например, ОСАГО в регионах со средней суммой выплат как раз в районе 15 000 рублей), либо зачисление на карты микрокредитов (вспоминаем Кукурузу). Однако,  учитывая запрет на снятие наличных средств с карт, выданных неидентифицированным клиентам, ценность данного инструмента сильно потеряла в весе. А в случае необходимости проведения идентификации банк, собственно, уже вполне может открыть и обычный текущий счет.

Таким образом, на мой взгляд расчетной карте на базе предоплаченной карты судьбой уготована ниша виртуальных неидентифицированных расчетов, а потому самое им место в терминальных сетях и электронных деньгах (которые также исторически обладают известной долей серости), а также в интернет-банках Банков.

Продолжение про подарочные карты – в части 2.

Leave a Reply

Your email address will not be published.Email address is required.