Проблемы кооперации крупных российских предприятий и малого бизнеса

Сборник трудов молодых ученых НГАЭиУ – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000

В процессе реформирования российской экономики была создана сфера малого предпринимательства, которая по праву считается одним из локомотивов вывода страны из системного кризиса. Однако анализ ситуации показывает, что и малый бизнес не избежал, как минимум, структурного кризиса.

Таблица 1

Распределение малых предприятий по видам деятельности в 1998 году

Всего 868008 100,0%
промышленность 136117 15,7%
сельское хозяйство 13759 1,6%
строительство 137511 15,8%
транспорт 18570 2,1%
связь 3213 0,4%
торговля и общепит 386110 44,5%
оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 13214 1,5%
информационно-вычислительное обслуживание 5201 0,6%
операции с недвижимым имуществом 5865 0,7%
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 35244 4,1%
прочие виды деятельности сферы материального производства 18890 2,2%
жилищно-коммунальное хозяйство 5062 0,6%
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения 9152 1,1%
здравоохранение 17239 2,0%
образование 6668 0,8%
культура и искусство 8114 0,9%
наука и научное обслуживание 38812 4,5%
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 7494 0,9%
Другие виды деятельности сферы нематериального производства 1766 0,2%

Ист.: Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. – М., Госкомстат России, 1999.

Согласно данным Госкомстата РФ [1] (таблица 1), почти половина всех предприятий малого бизнеса сосредоточено в сфере торговли и общественного питания, еще примерно по 16 % приходится на промышленность и строительство. На все сферы деятельности, относящиеся к «четвертичному сектору» – обслуживанию бизнеса (самый динамично развивающийся на западе сектор) – в совокупности приходится не более 7 – 10 %. Такое положение вещей не удивительно, так как все остальные виды деятельности подразумевают ориентацию на крупный бизнес, который в настоящее время находится в стагнации, а, следовательно, обеспечить нужный спрос не в состоянии. Однако, и возможности роста лидирующих трех отраслей уже исчерпаны, так как они ориентированы либо на платежеспособный спрос населения, который не только исчерпан, но и стабильно снижается, либо выполняли функцию установления хозяйственных связей в условиях их распада в начале 90-х годов (данная задача также очевидно выполнена). В пользу этого свидетельствуют данные динамики
количества малых предприятий в экономике России [1, 2] (рисунок 1) – количество малых фирм стабилизировалось на уровне 850 – 900 тыс. Также о кризисном положении в торговле свидетельствует динамика физического объема розничного товарооборота [1] – таблица 2 – постоянное его снижение объясняется падением денежных доходов населения, которые могут быть увеличены только в рамках реформирования промышленного сектора.

Рисунок 1

Таблица 2

Индексы физического объема розничного товарооборота в России

Год 92 93 94 95 96 97 98
Всего 97 102 100,1 93 96 105 95
Среди проблем, мешающих развитию малого бизнеса обычно выделяют следующие: высокие и нестабильные налоги, отсутствие необходимого законодательства, слабый доступ к капиталу, нестабильность банковской сферы (особенно это проявилось в кризисе августа 1998 года, когда, по некоторым оценкам, «с рынка
ушли» от 30 до 50 % всех российских малых предприятий) и коррупция чиновников. Несомненно, решение данных проблем способно облегчить ситуацию в малом бизнесе, однако не решит ее. В 1992 – 1994 годах количество малых предприятий бурно увеличивалось и при наличии данных проблем (которые, кстати, не очень сложно решить в рамках конкретного мелкого мобильного субъекта оборота – малого предприятия), а значит не они определяют динамику показателей малого бизнеса1. Решить проблему может только увеличение платежеспособного спроса на продукцию и услуги малого бизнеса, что может быть сделано только за счет подъема российской крупной промышленности и развития кооперационных связей крупных предприятий и малого бизнеса.

Однако, практика установления таких связей свидетельствует о том, что здесь существует несколько проблем. В начале 90-х годов большинство арендных и дочерних малых предприятий создавались с целью либо вывода средств с предприятий в личные фирмы руководства предприятия, либо для оптимизации налогового режима. С течением времени, практически все созданные малые предприятия либо погибали, либо утрачивали хозяйственные связи с материнским предприятием, благодаря чему последнее теряли как минимум значительные финансовые средства, а как максимум – рентабельное производство. Знаменательно, что единственной причиной неудач руководители крупных предприятий видят в просчетах, допущенных при составлении учредительных документов дочерних и ассоциированных фирм [2]. Это свидетельствует о том, что в ближайшее время крупные предприятия будут склонны устанавливать тесные технологические связи только с полностью контролируемыми ими малыми предприятиями (которые, соответственно, не будут подпадать под действие системы поддержки малого предпринимательства). С другой стороны, в условиях непривычности использования средств гражданского судопроизводства для решения конфликтов и его не очень высокой эффективности, такое поведение – необходимое зло. С развитием институтов гражданского материального и процессуального права кооперация с «внешними» малыми предприятиями будет увеличиваться.

На пути развития сотрудничества крупных предприятий с «внешними» малыми предприятиями также существует ряд проблем:

  1. отсутствие малых предприятий, способных предоставить необходимые крупным предприятиям продукцию и услуги;
  2. низкое качество товаров и услуг, производимых малыми предприятиями;
  3. отсутствие у обоих сторон денежных средств для взаимных расчетов;
  4. постоянные угрозы срыва поставок со стороны малых предприятий;
  5. трудности поиска партнера из-за отсутствия информации о производственных возможностях малых предприятий;
  6. косность и консерватизм управленческого персонала крупных предприятий;
  7. чрезмерная длительность установления и оформления договорных отношений с крупными предприятиями;
  8. благодаря избыточным мощностям и рабочей силе крупные предприятия склонны не прибегать к услугам малого бизнеса, а выполнять необходимые работы сами, даже если это оказывается дороже.

Существующие производственные малые предприятия в большинстве случаев созданы либо бывшими работниками данных предприятий (управленцами высшего звена), либо доверенными лицами существующего руководства, то есть людьми, хорошо знающими освоенные ими ниши, их возможности и могут работать, не вступая в конфликт с крупным предприятием. Из этого следует еще одна проблема – отсутствие информации у бизнесменов о незанятых нишах и способах их освоения.

В принципе, следствием структурной перестройки крупной промышленности станет формирование систем управления предприятиями на основе жестких бюджетных ограничений (бартер, неплатежи, вексельное обращение и другие квазиденежные системы расчетов делают их мягкими), что в ходе нормализации рыночного оборота решит и данные проблемы. Однако, это не говорит о том, что государство не должно помогать развитию кооперации крупных и малых предприятий. В средства данной поддержки должны входить такие, как:

  1. создание кадастров простаивающих мощностей и оборудования и механизмов перераспределения их в пользу нуждающегося в них малого бизнеса (в том числе и с помощью системы лизинга). В этом процессе лизинговые компании должны играть не только роль координаторов, но и должны адаптировать оборудование к нуждам малых предприятий, для чего часто необходимы существенные финансовые вложения.
  2. создание кадастров простаивающей «незавершенки» и механизмов их реализации малому бизнесу;
  3. создание на грантовой основе фирм, занимающихся аккумулированием информации о возможностях кооперации малых и крупных предприятий;
  4. создание системы отслеживания потребностей крупных предприятий в услугах малого бизнеса ( в том числе и фирм, предоставляющих инфраструктурные услуги крупному бизнесу) и в случае отсутствия требуемых субъектов малого бизнеса – формирование их на основе грантов (возвратных кредитов, существенную часть которого предоставит нуждающееся предприятие);
  5. подключение крупных предприятий (на финансовой основе) к созданию технопарков и венчурных компаний. Однако инновационная деятельность в силу своей специфики «идет снизу», поэтому реализация данных мероприятий возможна не раньше, чем в крупной промышленности начнется подъем;
  6. доступ малых предприятий к финансовым ресурсам на возвратной основе.

Таким образом, хотя формирование кооперационных связей – длительный процесс, являющийся следствием оздоровления промышленного сектора российской экономики, государство должно стимулировать этот процесс и всячески помогать предприятиям в решении возникающих проблем.

Литература:

  1. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. – М., Госкомстат России, 1999;
  2. Малый бизнес в России. аналитическое пособие. – М., КОНСЭКО, 1998;
  3. Проблемы кооперации крупных российских предприятий и малого бизнеса (по результатам прикладных исследований) // Предпринимательство в России, 1998, № 3;
  4. Е. Бухвальд, А. Виленский Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства // Вопросы экономики, 1999, № 12

 

1. Исключение составляют, возможно, только малые предприятия легкой промышленности, доступ которых к финансовым ресурсам поможет им удовлетворить имеющийся в стране платежеспособный спрос, вызванный вытеснением импортной продукции легкой промышленности с российского рынка потребительских товаров после кризиса августа 1998 года.

Leave a Reply

Your email address will not be published.Email address is required.