Проблемы реформирования российской промышленности

Подходы к решению такой сложнейшей неструктурированной проблемы, как реформирование российской промышленности, требуют корректной постановки задачи на основе ретроспективного анализа сложившейся структуры хозяйствования.

Основу советской системы производства составляли черная металлургия, тяжелое машиностроение, крупные электростанции и энергосистемы, транспортная инфраструктура (прежде всего, железнодорожный транспорт). Система производства состояла из трех, наложенных друг на друга систем:

1. Производственные узлы (так называемые предприятия). На любом узле производится продукция любой степени технологического передела при директивном определении всех контрагентов. Номенклатура изделий произвольна, складывается исторически (в директивном порядке), и часто предприятие производит совершенно случайный по отношению к его специфике (территориальному расположению, технологическим возможностям и пр.) набор изделий.

Организация общественного производства – производственная, следовательно, цель функционирования узла – производство максимального количества продукции определенных технических характеристик.

2. Система распределения. Система тесно увязанных производственных узлов практически неуправляема, так как каждый узел работает только в пределах заданных параметров и изменению не подлежит1. Несовпадающая с производственной система распределения позволяет создавать в первой избыток и недостаток ресурсов и управлять натуральными потоками.

3. Политическая система (партийная номенклатура). Третья система требовалась для решения конфликтов и предотвращения сращивания систем производства и распределения, имела самостоятельные цели по использованию обеих систем и независимую систему воспроизводства.

В экономическом смысле денег при такой организации производства не существовало. “Безналичный рубль” был ничем иным, как расчетным коэффициентом для расчетов натуральных потоков продукции. Наличный рубль – “рабочая квитанция” для распределения более мелких благ через территориальную систему распределения – “торговлю”.

В 60-е годы появилась возможность перевода “безналичных” коэффициентов в “наличные” квитанции (стимулирование труда “экономическими методами”), что постепенно привело к возникновению вторичного перераспределения, которая стала сращивать системы распределения и производства. Существование между системой первичного распределения и производством системы вторичного перераспределения искажало (если вовсе не уничтожало) управленческие воздействия.

В результате официального разрешения в 80-х годах перевода “безналичных” денег в “наличные” (в первую очередь Центрам научно-технического творчества молодежи) и разрешения создания кооперативов полностью сформировался вторичный рынок товаров и ресурсов, что сделало систему неуправляемой.

Реформы 90-х годов привели к следующим результатам:

  1. Изменение ценовых пропорций в процессе либерализации привело к изменению структуры цен. Рентабельность (в терминах экономического оборота) одних производств стала повышаться, рентабельность других падать.
  2. Потеря “рынков сбыта” многими “предприятиями” из-за конкуренции с импортом и неудач выхода на внешние рынки (не всегда адекватное качество продукции и входные барьеры).
  3. Развернувшееся уклонение от уплаты налогов. Экономия от уклонения от уплаты налогов позволила предприятиям платить высокие процентные ставки по привлекаемым кредитам. Так как в разных отраслях уклонение было разнорисковой операцией, сформировалось два “сектора” промышленности с разным уровнем налогов и себестоимости (как следствие, перекосы в структуре цен).
  4. Дополнительные издержки (избыточные мощности, ЖКХ, стабилизационное налогообложение, избыточная рабочая сила, пропущенная смена технологического поколения) определили убыточность многих предприятий.
  5. Вывод денежных средств из промышленности вследствие высокой альтернативной стоимости капитала на валютных, финансовых рынках и в торговле. В промышленности сделки оформляются в виде бартера и неплатежей.

Бартерные операции позволяют предприятиям: а) достигать косметического эффекта для показа прибыли в балансе, что предотвращает возможное банкротство; б) уменьшать налогообложение при поставках продукции государству по государственному или муниципальному заказу; в) для сильных организаций бартерные операции позволяют выводить денежные средства из оборота и формировать собственные оборотные средства за счет слабых контрагентов.

Введение в систему посредников позволило оптимизировать структуру зачетных операций, защититься от практики безакцептного списания налоговых задолженностей со счетов предприятий; разделить материальные и финансовые потоки для целей налогообложения. Также аффилированные к реальным собственникам фирмы позволяют наладить процесс “теневого инвестирования”.

В настоящее время, по оценкам экономистов и сотрудников государственных органов управления, примерно 1/3 российских предприятий рентабельна, 1/3 нуждается в технологической и управленческой перестройке и 1/3 перестройке не подлежит. Поэтому в российской промышленности существуют две системы – на основе “рентабельных” предприятий стали образовываться рыночные структуры, предприятия второй и третьей групп восстановили прежнюю структуру, включив в нее бартер, неплатежи и денежные суррогаты.

Постановка задачи реформирования промышленности должна отвечать на вопрос о том, какая система должна получиться “на выходе”. Существует два ответа на этот вопрос. Первый – это модель “идеального” рынка. Он имеет несколько недостатков: а) данная модель обладает целым рядом недостатков, разрешение которых в развитых странах привела к изменению системы, а, следовательно, Россия обречена на отставание; б) реализация такой модели потребует уничтожения централизованной системы распределения, разбиения производственной системы на отдельные производства, введение частной собственности, устранение преград для любой торговли по любой цене, введение единой денежной единицы для всех видов расчетов. В идеале, условием возникновения такой системы будет развал государства на возможно более мелкие образования2. Схожие настроения мы видим сейчас в российской политике. По всей видимости, это неприемлемо.

Второй вариант – построить существующую в настоящее время в капиталистических странах структуру, состоящую из технологически организованных производств, присоединенных к системе инфраструктур. Для ее построения необходимо выделить системы жизнеобеспечения населения, базы для создания производств и прочих инфраструктур и производств, а также создать финансовую и информационную инфраструктуры.

Для начала и проведения реформ должна существовать политическая сила (группа высокопрофессиональных людей), которая будет иметь своей целью решение данной задачи и сможет на всех ключевых должностях в органах государственной власти расставить своих единомышленников, так как в условиях присущей России скелетной структуры власти решение этой задачи без политической силы, скорее всего, невозможно.

Исследование, проведенное В. Поповым3, показывает, что в реформируемой экономике динамика ВВП (с коэффициентом корреляции равным 90) определяется начальными условиями (диспропорции в рыночной системе, ВВП на душу населения, участие страны в военных конфликтах), инфляцией в процессе проведения реформ и показателями институционального потенциала государства (степень доверия к нему и его финансовая мощь). Степень либерализованности политики реформирования является статистически незначимым фактором. Таким образом, государственной политикой определяется не более 10% коэффициента корреляции, а, следовательно, роль государства должна сводиться к обеспечению становления новых институтов.

Предпосылки становления современного рынка таковы:

государственные: по мере развития инфраструктур уменьшается вмешательство государства в экономические процессы; остается лишь опосредованное управление.

культурные: культурные сферы максимально отдаляются от государства, государство становятся полинациональным, основными становятся структуры коммуникации.

социальные: в обществе начинает преобладать “средний класс” со слабой социальной стратификацией внутри; государство выступает в роли регулятора социальных конфликтов.

экономические: высокая степень “прозрачности” рынка (банки и биржи становятся центрами единой информационной сети, формируются государственные и межгосударственные сети); создана финансовая инфраструктура (необходима для производства “виртуальных денег”); производство в основном технологизированно и организовано инфраструктурным образом (возможна быстрая смена технологических линий, изменение вида продукции и пр.).

Таким образом, в государственной реформе можно выделить несколько блоков: реформа систем жизнеобеспечения населения, создание производственных и прочих инфраструктур, санация промышленных предприятий (в том числе предприятий ВПК), развитие малого предпринимательства, реформа налоговой системы, реформа финансовой системы, реформа образования, реформа законодательства, реформа государственного устройства. В данных блоках должны решаться вопросы стимулирования инноваций, становления среднего класса в России, национальной политики и культуры.

1. Санация промышленных предприятий:

Первый вопрос, который должен решаться промышленной политикой – погашение задолженностей бюджета по оплате государственного заказа и социальным выплатам. Данные меры необходимы, так как позволят достичь несколько целей: недопущение социальной катастрофы (в том числе и социального взрыва), загрузка мощностей простаивающих предприятий с целью сохранения их потенциала, стимулирование (формирование) конечного потребления (повлечет за собой рост производства и некоторое количество теневых инвестиций) и накачка недостатка денежной массы в промышленный сектор. Однако в такой политике есть несколько отрицательных моментов: а) рост производства в целом будет носить косметический характер и будет значить консервацию неэффективной структуры промышленности, поэтому данные расходы бюджета должны с течением времени уменьшаться и сочетаться с целенаправленной работой по санации промышленных предприятий; б) несмотря на довольно высокую норму потребления населения (0,7 – 0,9 %) эмиссия денег для покрытия данных расходов бюджета будет иметь большую инфляционную составляющую, что обусловлено высокой нормой накопления – примерно 0,7 % — (фактически – покупки валюты, расходы на покупку средств роскоши – тоже покупка валюты) владельцев производств, в чьих руках и будет сосредоточено (в конце концов) 90 % эмиссии. Согласно расчетам, даже при рентабельности новых производств на уровне 10% примерно 35% эмиссии уйдет на рынок иностранной валюты, в виде налогов же вернется только 7% (исходя из реальной ставки налогообложения 25%). Более высокая скорость обращения денег на валютном и банковском рынках увеличит инфляционную составляющую (при разнице в скорости оборота, например, в 3 раза — до 60%). Некоторый резерв неинфляционного увеличения денежной массы предоставляет недостаток денежных средств для целей расчетов, однако, после эмиссий последнего времени данный резерв представляется почти исчерпанным. Плюсом инфляционной эмиссии является экспортный протекционизм, однако, темпы инфляции должны быт на уровне, равном внутренней инфляции плюс 2-4%. Поэтому данные расходы должны по возможности финансироваться из неинфляционных источников и в любом случае должны точно рассчитываться.

Процесс санации предприятий может протекать естественным путем. В этом случае государство обеспечивает принятие избыточных мощностей, рабочей силы, ЖКХ, помогает реализовывать избыточные мощности и сглаживает несовершенство законодательства о банкротстве. Однако минусом такого подхода является длительность перестройки экономики, а в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры и его сомнительность.

Государственные органы могут сами проводить санацию перспективных предприятий и ликвидацию неперспективных. Для этого предприятие “изымается” из рук неэффективных собственников либо путем возбуждения процедуры о банкротстве (государство – один из крупнейших кредиторов), либо на основании Указа Президента РФ о незавершенном строительстве (при незавершении в срок начисляются штрафы, позволяющие покрыть стоимость фондов предприятия) и земельного законодательства (при неоплате аренды и нецелевом использовании земли она подлежит изъятию, при условии выкупа собственности).

В случае процедуры банкротства внешним управляющим становится доверительное лицо государственного органа. При проведении реорганизации предприятия ЖКХ и избыточные территории передаются на баланс муниципального органа, избыточная рабочая сила увольняется, избыточные мощности распродаются. Так как задолженности предприятия заморожены, это дает возможность отсрочить их оплату на определенный срок (примерно,5 лет). На сумму средств, полученных от распродажи избыточных активов, и рыночную оценку остальных активов выпускаются акции, которые являются обеспечением задолженностей предприятия в соответствующих пропорциях. После этого проводится технологическая перестройка производств для достижения рыночной эффективности. На сумму инвестиций выпускаются акции, которые являются собственностью государства. После этого часть акции предприятия (примерно 51%) продаются на аукционе (но не ниже номинала). Остальные акции остаются в собственности государства, что дает ему возможность контролировать ситуацию на предприятии. Средства от продажи направляются на покрытие соответствующей задолженности. Остальные акции могут быть выкуплены по истечении пяти лет собственником по рыночной цене, – в противном случае они переходят в собственность соответствующего должника. Если платежеспособного спроса на акции предприятия нет, то они могут быть переданы в доверительное управление рыночному агенту, либо другой государственной структуре (пока спрос не появится). Норма доходности по этому договору – нормальная для промышленного предприятия рентабельность (3 – 7 %).

В случае использования Указа Президента и земельного законодательства предприятие переходит в собственность государства, которое договаривается с должниками о зачете задолженностей и потом проводит санацию. В случае неудачи переговоров государство само может возбудить процедуру банкротства и, заморозив долги, перестроить предприятие и продать его.

Если предприятие не обладает ни одним потенциально рентабельным производством, то оно ликвидируется, мощности распродаются, территория передается в ведение муниципальных властей.

Заниматься такой деятельностью должна Государственная корпорация развития, в которой должны присутствовать высококвалифицированные специалисты и люди из заинтересованной в результате политической силы.

Данный процесс довольно долог и должен проводиться на фоне нормализации рыночного оборота и стабилизации финансовой системы, осуществляющей кредитование промышленного сектора. Способствовать этому могут допускающиеся на российские просторы иностранные предприятия и банки (большой роли не сыграют, но зародышами новых отношений станут).

2. Малое предпринимательство.

В процессе реформировании промышленности малый бизнес позволяет: а) поглощать высвобождающуюся рабочую силу (наравне со строительством инфраструктур); б) обеспечить рост ВНП и налоговых поступлений в течение реформирования промышленности и инфраструктур; в) является единственной формой развития инновационной среды (государство может только создавать информационную и консультационную инфраструктуры и корпорации венчурного капитала); г) является формой выражения “среднего класса”, являющегося базой капиталистического общества.

Обычно выделяются следующие проблемы становления малого бизнеса в России: неэффективная налоговая политика, ненормальное законодательство (процесс становления приемлемой нормативной базы – процесс долгий и растянется на пару десятков лет, однако в рамках скелетной структуры власти представляется возможным влиять на его становление), высокая арендная плата за помещения, отсутствие доступа к капиталу и нестабильность банковской сферы, коррупция властных органов. Также необходимо выделить такую проблему: малый бизнес призван обслуживать экономически эффективную крупную промышленность, которой в данной момент либо нет, либо она находится в угнетенном состоянии. Вследствие этого можно утверждать, что настоящий уровень развития малого предпринимательства весьма близок к максимально возможному при существующей структуре крупной промышленности.

Проблема коррупции – чисто правовая. Она может быть решена только изнутри самой системы власти при наличии ее внутреннего желания к этому. Думаю, что заинтересованная политическая группа при опоре на репрессивные органы сможет решить данную проблему – естественно о массовых репрессиях разговора нет, однако некоторой жесткости не избежать.

Примерный список функций государства выглядит следующим образом:

финансовая поддержка – предоставление гарантий по инвестиционным кредитам от коммерческих банков, поддержание реальной ставки по инвестиционным кредитам и кредитам на пополнение оборотных средств ниже уровня рентабельности промышленного производства. Государственные средства расходоваться на кредиты не должны, так как в малом бизнесе преобладают настроения их принципиального невозврата;

имущественная и иная поддержка — предоставляются возможности заниматься бизнесом – аренда оборудования (лизинг), производственных помещений; передача оборудования и помещений в собственность с оформлением задолженности в виде возвратного кредита под залог передаваемого имущества; помощь в лицензировании и т. д. – на данный момент такая деятельность является профилирующей для Фондов поддержки малого предпринимательства. Проблемой является недостаток средств, так как основной их источник – бюджет субъекта федерации. Для этих целей целесообразно привлекать средства Корпорации развития и Банка развития (о нем ниже);

информационная поддержка предпринимательства – должна быть сформирована структура по предоставлению требуемой малому бизнесу информации (рынки сбыта, конкуренты, возможности инвестирования и т. д.). В областной целевой программе “Государственная поддержка малого предпринимательства в НСО на 1999 год” такая статья предусмотрена, однако ее финансирование – нет. Целесообразно формировать такие структуры на базе мощностей торгово-промышленных палат регионов. Так как консультационные и информационные услуги являются доходным бизнесом, то под толковый бизнес-план и гарантии регионального бюджета можно привлечь банковский кредит на эти цели. Если проект станет рентабельным, то возможна его дальнейшая продажа по рыночной цене;

содействие продвижению продукции на внешние рынки — которое включает в себя создание постоянно действующих выставок российской продукции в торговых центрах мира, заключение государственных контрактов с иностранными заказчиками с последующим распределением субподрядов среди российских производителей, маркетинг России в целом и техническое содействие маркетингу конкретных производителей, работа с торговыми ассоциациями мира и конкретных стран, помощь в лицензировании продукции на мировых рынках, государственная протекция от дискриминации на внешних рынках и т. д.;

обеспечение квалифицированных кадров для малого бизнеса – довольно техническая задача, заключающаяся в налаживании связей между образовательными учреждениями, рекрутерскими агентствами и предприятиями (к сожалению, сегодня эта работа ограничивается подготовкой арбитражных управляющих). В результате этой работы “снизу” должна образоваться ассоциация, которая будет координировать этих субъектов. Дальнейшая работа государственных органов соответствующего уровня – изменение образовательных программ, лицензирование образовательных учреждений, контроль над качеством образования. Параллельно этому должна проводиться политика стимулирования (налогового и др.) расходов на повышение квалификации сотрудников фирм.

Для развития инновационного предпринимательства необходимо создание (на первых порах – государством) венчурных компаний, которые будут размещать высокорисковые кредиты среди инновационных фирм с условием передачи пакетов (40-50%) акций в собственность компании с последующим выкупом обратно (после возврата кредита). Такие компании должны обладать государственными гарантиями, все операции должны быть (по возможности) застрахованы, к ним должны применяться методы налогового и неналогового стимулирования.

3. Реформа финансовой системы.

Финансовая система должна быть стабильной и обеспечивать кредитами реальный сектор. В связи с этим коммерческие банки должны быть распределены на: а) расчетные центры, взимающие плату за предоставление таких услуг, б) инвестиционные компании и другие специализированные институты, занимающиеся кредитованием реального сектора и привлекающие депозиты под низкие проценты и в) финансовые институты, занимающиеся средне- и высокорисковыми операциями. Все вклады населения должны страховаться в страховых компаниях (величина страховых выплат зависит от вида финансового института). Допуск иностранных банков на российский рынок обязателен, однако малорезультативен. ЦБ РФ занимается реформированием банковской системы, контролем над банковским сектором, установлением уровня ставок по кредитам реальному сектору (ниже уровня рентабельности), накоплением валютных резервов (не менее 80-100% денежной массы по текущему курсу), стимулированием создания специализированных финансовых институтов, контролем за доходностью по “непромышленным” ценным бумагам (не выше рентабельности промышленного сектора).

Необходим “Банк Развития”, который бы направлял кредиты в промышленность (лично, через Корпорации Развития, Фонды Поддержки Малого Предпринимательства и различные венчурные компании), не занимаясь спекулятивными операциями. Источниками средств могут служить ресурсы Сбербанка, целевая кредитная линия ЦБ, работа с ВПК (продажа вооружения на внешнем рынке), привлеченный в страну спекулятивный капитал (необходимое условие — должны быть эффективно работающие механизмы пресечения неконтролируемого оттока капитала из страны) и т. д. Обязательное условие выдачи кредитов — их возвратность. Контроль над расходованием средств осуществляется с помощью служб внутренней безопасности, внутреннего и внешнего аудита, контролируемых заинтересованной в результате политической силой.

  1. Поэтому до конца 80-х годов строительство оставалось главным способом создания новых видов продукции.
  2. Это определяется производственно ориентированным территориальным делением советского государства.
  3. В. Попов Динамика производства при переходе к рынку: влияние объективных условий и экономической политики. / / Вопросы экономики, 1998, № 7, с. 42 — 65.

Leave a Reply

Your email address will not be published.Email address is required.