Некоторые аспекты моделирования налоговой реформы в России

Материалы V международной научно-практической конференции «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей», 17 – 19 октября 2000 г. – СПб: СПбГТУ, 2000, с. 192 — 193

Одной из основных задач реформирования Российской экономики является такое изменение существующей налоговой системы, чтобы процесс сбора налогов не носил репрессивного характера, как можно меньше искажал рыночную конъюнктуру и обеспечивал наполняемость государственного бюджета на определенном уровне.

Основными «лекарствами», предлагаемыми в текущей ситуации является снижение налогового бремени и его перераспределение в пользу других налогов (например, в сторону подоходного налога с физических лиц).

В описанной ниже попытке моделирования данной реформы описаны следующие процессы:

  1. Инвестирование в производство средств, «сэкономленных» на уплате налогов при снижении налоговой нагрузки;
  2. Вывод из теневого оборота объектов налогообложения;
  3. Переход с обложения налогом прибыли и добавленной стоимости на обложение рентных доходов.

При моделировании этих процессов были сделаны следующие допущения:

  1. безграничная возможность увеличения производства,
  2. полное инвестирование в производство сэкономленных на налогах средств.

При расчетах рассматривалась динамика прибыли организации и объема выплачиваемых ею налогов.

Математическая модель имеет следующий вид:

где πt – прибыль организации в момент времени t, n0 – стоимость произведенной продукции в момент времени 0, πн – ценовая надбавка над стоимостью производства продукции, kс – вес постоянных затрат в себестоимости. При расчетах n0 – бралась равной 100, πн – равной 0,41, kc=0,3. Рентабельность, (1- kс) πн — kс , в таком случае равна –0,01, что соответствует среднему показателю по промышленность за 1998 год.

где Tt – сумма выплачиваемых налогов в момент времени t, kπ, kндс, kр – коэффициенты, характеризующие степень уклоняемости от уплаты соответствующего вида налога (на прибыль, НДС и на ренту), tπ, tндс, tр – ставки налогов в момент времени t, f (πt) – стоимость приносящего рентный доход ресурса, зависящая от величины получаемой прибыли. При расчетах, удельный вес вклада рентного ресурса в прибыль признавался неизменным.

где St – выигрыш от уклонения от уплаты налогов, Pt – вероятность наказания при разоблачении уклонения от уплаты налогов (для налога на прибыль и НДС данные величины были взяты на уровне 0,05, а для рентного налога – 0,7, так как проконтролировать выплату и начисление этого налога гораздо легче), норм() – функция нормального распределения для указанного среднего и стандартного отклонения. При построении модели была принята гипотеза о нормальном распределении экономических субъектов по степени склонности к риску при уклонении от уплаты налогов. Среднее было взято равным 0 (уровень нейтральности к риску), а стандартное отклонение равным 7, так как при таком отклонении для рассчитанных на текущий момент времени показателей доходности и риска значение функции нормального распределения равно 0,8, что примерно соответствует масштабам существующего уклонения от уплаты налогов.

где Ttt-1 – то количество налогов, которое должен был бы выплатить налогоплательщик при расчете налогов по ставкам, действовавшим в предыдущий расчетный период.

На модели был просчитан вариант ежегодного снижения налога на прибыль и НДС на 10 % до 0 с одновременным повышением налога на ренту. В целом выяснилось, что проект непротиворечив и позволяет добиться экспоненциального роста экономики. В начале преобразований происходит единовременное падение собираемости налогов, но через 3 – 5 лет данная величина достигает дореформенного периода. Темп роста экономики в таких условиях прямо пропорционален величине первоначального спада собираемости налогов (при расчетах она выдерживалась на уровне 20 %) и рентабельности инвестиций, и обратно пропорционален налоговой нагрузке на экономику и длительности производственного цикла. Таким образом, задача реформирования преобразуется в задачу минимизации налогового бремени при заданном уровне государственных расходов. При достижении этого уровня целесообразно начать снижение налоговой ставки на рентные доходы до уровня 10%, что позволит увеличить скорость прироста суммарной прибыли более чем в 1,5 раза при уменьшении суммы собираемых налогов примерно на 20 %.

Leave a Reply

Your email address will not be published.Email address is required.