Роль государства в реформировании промышленного сектора Российской экономики

Социальные приоритеты и механизмы их реализации. Материалы научной сессии преподавателей НГАЭиУ, — Новосибирск, НГАЭиУ, 1999, с. 5 – 9

В последние 8 лет Российская экономика находится в состоянии устойчивой депрессии промышленного сектора экономики. Выяснение причин протекающих процессов необходимо для выработки рецептов решения данных проблем и определения места органов государственной власти в их реализации. В данном исследовании будем рассматривать микроуровень, а именно, взаимодействие органа власти и конкретного предприятия.

В нескольких словах причины устойчивого падения промышленного производства можно объяснить таким образом:

Существовавшая ранее система ценообразования характеризовалась полным отрицанием рыночных механизмов назначения цены, что привело к тому, что показатели себестоимости, рентабельности, прибыльности для предприятий СССР не соответствовали условиям рыночной экономики. После либерализации цен появилась тенденция к их повышению, которую назвали инфляцией издержек (в дополнение к инфляции спроса). Неконкурентоспособность (по качеству) большинства нашей гражданской продукции по сравнению с иностранной, которая наложилась на рост цен в условиях либерализации внешнеэкономических отношений, привела к тому, что (по оценкам экспертов) примерно 70 % существующих производств неконкурентоспособны, то есть не могут заработать денег на покрытие собственных расходов.

Данное положение породило ситуацию, которую позже назвали “виртуальной экономикой в России”, смысл которой заключается в том, что рентабельность данных производств достигается за счет поставок продукции по завышенным ценам по бартеру в обмен на такую же завышенную продукцию, скидывание продукции на рынок по демпинговым ценам для получения наличных денег, накапливание долгов на предприятии и проведение всех расчетов и зачетов через фирмы третьего уровня (что позволяет выкачивать деньги из предприятия получая продукцию за бесценок и продавая ее на рынке). Данная система хозяйствования является устойчивой, так как построена так, что выгодна всем участникам оборота (в том числе и государству).

На данную ситуацию наложилась “непонятная” политика государства, которая создала пирамиду государственных ценных бумаг, абсолютно неэффективное налоговое законодательство, неоплачиваемый и падающий государственный заказ на продукцию ВПК и так далее.

В результате вся эта система выдавливает из экономического пространства “реальные” предприятия, функционирующие по рыночным законам и “проедает” национальный продукт РФ.

Так как сложившаяся система хозяйственных и общественных связей очень устойчива (так как всем выгодна) и двигается в сторону полного разрушения экономики России и Российской государственности, то в данной ситуации большую роль должна играть наравне с движением “снизу” и государственная власть.

Примерный список требуемых преобразований в экономике выглядит так:

  1. Формирование и развитие общественного института собственности. Необходимо привить населению России чувство собственность, чувство того, что человек может получить нужные ему товары и услуги и государство будет защищать его собственность, но за это он должен покупать данные товары за “белые” деньги и платить налоги. Одним из средств может стать не ратифицированный в январе 1999 года закон РФ, предусматривающий декларирование крупных расходов физическими лицами.
  2. Реформирование банковской системы, восстановление доверия к банковской системе, создание финансовой системы, которая содействует притоку (а не оттоку) средств в экономику России. Отток денег в оффшорные зоны и “складывание денег в чулки” составляет в настоящее время примерно 100 млрд. долларов в год; государство должно восстановить доверие населения к банковской системе со стороны населения и стимулировать приток денег в страну.
  3. Создание механизмов накопления (сбережения населением своих доходов в форме, доступной для инвестирования в экономику) и реинвестирования средств в производство. В настоящее время в стране не существует общественного института накопления средств населением в виде вкладов в финансовые институты.
  4. Реформирование жилищно-коммунального комплекса — перевод ЖКХ в муниципальную собственность и достижения 100 % оплаты услуг ЖКХ потребителями. Снятие бремени ЖКХ с плеч предприятий — назревшая необходимость — однако перекладывать ЖКХ на плечи органов местного самоуправления значит нагружать и без того худой бюджет. Мировая практика же имеет много примеров удачной коммерциализации жилищно-коммунального хозяйства. Применение высоких технологий в ЖКХ может позволить уменьшить потери энергии в сетях (сейчас потери составляют 50 %) и снизить абсолютные значения выплат потребителями даже при переходе к 100% — й оплате услуг ЖКХ.
  5. Достижение высокой оплаты труда — доходов населения должно хватать на покупку качественных условий жизни, оплату услуг ЖКХ, выплату налогов и сбережения. Увеличение заработной платы — составляющая общей политики реформирования экономики — при наличии института собственности работодатели будут иметь стимул “легендировать” свои доходы, то есть они будут получать заработную плату, следовательно они будут платить и людям. Высокая заработная плата — это признак рентабельного предприятия.
  6. Реформирование нерентабельных производств: использование процедуры банкротства для санации предприятий, сброса неэффективных собственников, неэффективных производств, избыточных мощностей и ЖКХ; полная перекройка налогового законодательства, привлечение инвесторов и т.д.
  7. Содействие инновационной деятельности в экономическом пространстве РФ. Примерно 70 % (по оценкам экспертов) производств нерентабельны, даже если с них сбросить ЖКХ и т. д. Поэтому их реформирование должно сопровождаться модернизацией технологических процессов, повышением производительности рабочей силы и другими способами уменьшения издержек производства и повышения качества производимых товаров.
  8. Развитие структур, способствующих перераспределению освобождающихся при банкротстве трудовых ресурсов. Реформирование промышленных предприятий и ЖКХ гарантированно повлечет за собой падение занятости, поэтому хозяйственная система должна быть готова “переварить” высвободившуюся рабочую силу. Решением этой проблемы могут стать государственные службы переподготовки и размещение людей на строительстве различного рода инфраструктурных сооружений (дороги, коммунальное хозяйство, связь и т. д.). Это поможет решить проблемы с инфраструктурами, уменьшить безработицу и раскрутить мультипликатор.
  9. Содействие развитию малого бизнеса. Развитие малого бизнеса поглотит часть высвобождаемых трудовых ресурсов, повысит национальный продукт и выровняет структуру хозяйствующих субъектов.
    И многое многое другое.

Устойчивость существующей ситуации говорит о том, что преобразования должны происходить постепенно; так, чтобы не вызвать раньше времени противодействия сил, которые будут противниками данных реформ. Преобразования должны быть точно распределены по времени и сопровождаться созданием требуемых общественных институтов. Такое положение вещей предполагает активную позицию всех субъектов, которые будут проводить данную реформу. Так как каждый этап реформирования предполагает большое участие в данном процессе государства, то занять пассивную роль ему (как оно пыталось делать ранее) не удастся.

При взаимодействии с конкретным предприятием наибольшую роль играет орган местного самоуправления, на территории которого оно располагается. Отдел по взаимодействию с промышленными предприятиями Департамента экономики и финансов Мэрии города Новосибирска работает с подведомственными ему предприятиями по следующим направлениям:

  1. Привлечение предприятий города к участию в муниципальном заказе.
  2. Предоставление предприятиям льгот, отсрочек по уплате налогов, реструктуризация долгов (правда последний пункт пока нереализован).
  3. Участие мэрии в создании ассоциаций промышленных предприятий. Данная практика пока находится в стадии становления, то есть ассоциации создаются, но пока еще работать не начали.
  4. Работа экономического совета — представители мэрии участвуют в работе экономического совета, который решает различные проблемы промышленных предприятий города Новосибирска.

Таким образом, мэрия города Новосибирска решает различные проблемы промышленных предприятий, находящихся на ее территории, однако вопрос в данном случае стоит не о реформировании экономики, а о поддержке хозяйствующих субъектов и органам местного самоуправления придется занять более активную позицию во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами.

Leave a Reply

Your email address will not be published.Email address is required.